Новости АСКИ

Подведение итогов Опроса АСКИ

18 мар 2015

В январе-феврале 2015 г. Исполнительная дирекция АСКИ проводила анкетирование своих членов по прилагаемым  вопросам:

  1. Как Вы оцениваете состояние книжной отрасли России – как удовлетворительное или неудовлетворительное? Есть ли внутренняя динамика развития или отрасль, на ваш взгляд, находится в стагнации? В чем это выражается?
  2. Каково, на ваш взгляд, положение в вашем регионе? Появляются ли новые издательские структуры? Получают свое развитие прежние издательские организации?
  3. Какую помощь (помимо финансовой) Вы хотели бы получить от отраслевых органов?
  4. Насколько активно Ваше сотрудничество с местными органами власти? Удовлетворены ли Вы уровнем этого сотрудничества?
  5. Какие формы работы Вы считали бы наиболее эффективными для развития отрасли:
  • появление новых книготорговых структур,
  • книжные выставки-ярмарки,
  • профессиональные мероприятия под эгидой Федерального агентства, АСКИ, региональных органов власти, в том числе – по повышению издательской квалификации,
  • пропаганду чтения,
  • привлечение к книге молодого поколения – через работу книжных клубов, клубов семейного чтения, книжных лотерей, театров книги и других публичных форм
  1. Конкретные предложения по совершенствованию работы книжной торговли в регионах?
  2. Поднимались ли вопросы работы книжной торговли в местных органах власти? Обращались ли Вы непосредственно с предложениями в местную администрацию?
  3. Достаточен ли, на Ваш взгляд, уровень Вашей профессиональной подготовки? Подготовки Ваших сотрудников?
  4. Как Вы оцениваете взаимоотношения с центральными сетевыми книжными магазинами в вашем городе? Удается ли Вашему издательству быть достаточно представленным в местных книжных магазинах?
  5. На каких вопросах, на ваш взгляд, должна заострить свое внимание АСКИ? Что сделать дополнительно к тем планам, которые ежегодно осуществляются?

Большая часть ответивших (80%) – региональные издатели, их ответы весьма характерны. Некоторые результаты мы освещаем.

Ключевые факторы книжного бизнеса, затронутые в анкете, оценены следующим образом.

По 1 вопросу. Оценили состояние книгоиздания как неудовлетворительное, кризисное — 40% ответивших.

По 2 вопросу. Состояние регионального книжного дела оценили как отрицательное 50% ответивших.

По 9 вопросу. Взаимоотношения издателей и сетевой книжной торговли оценили как неудовлетворительные 40% ответивших.

По 4 и 7 вопросам. Результаты взаимодействия с местными органами власти также вызвали пессимистические оценки у 30% ответивших.

Типичными для большинства опрошенных издателей мнениями были:

  • необходимость новых книжных выставок-ярмарок в регионах,
  • целесообразность лоббирования интересов издательств по вопросам НДС, стоимости бумаги, ставок аренды площадей,
  • издательства в ранге малых или микро-предприятий вправе рассчитывать на налоговые льготы, но это невозможно без придания книге статуса социально значимого продукта,
  • необходимость поддержки книжной торговли – льготная арендная ставка или субсидирование продаж социально значимой литературы (детской, краеведческой и т.п.),
  • сдерживание цен на материалы для печати,
  • мало продукции региональных издательств попадает в центральные сетевые магазины, да и за реализованную продукцию оплата поступает несвоевременно,
  • несомненная польза различных форм обучения издательских кадров, поддержка практикуемых АСКИ семинаров, в частности, по законодательным вопросам, в т.ч. авторского права,
  • одобрение практики регулярных профессиональных встреч, системного проведения региональных книжных выставок.

Острые суждения:

  • «что же касается издания учебной литературы с грифами по инженерным наукам, то это направление находится в состоянии деградации»,
  • «закрываются последние независимые магазины интеллектуальной литературы, остается сетевой ширпотреб»,
  • «в школьных программах преподавание литературы поверхностное, осведомительное и это в период, когда закладываются основы личности. Падает интерес к чтению и осмыслению прочитанного»,
  • «что для сетевиков мой ассортимент – пыль. Они продаю товар. Ну и что, что товар — книги? На чем можно заработать в рамках России, то они и будут продавать».

Цитаты:

  • «не чувствуется руки гос. регулятора – агентства Роспечати. Динамика есть, но это динамика выживания, приспособления к ледниковому периоду»,
  • Грядущий многолетний кризис скажется на издательской сфере катастрофическим образом… Это окончательная провинциализация знания и книгоиздания. Молодежь не пойдет в отрасль и инновации будут невозможны»,
  • «надо отдать должное АСКИ как координатору и информационному донору»,
  • «цифры лукавы. Если надо показать, что у нас в регионе развивается издательское дело, достаточно посчитать за издающие организации все учебные заведения. Каждое одну-две книги за год выпустило. Библиотеки готовят книги и ставят свои выходные данные. Даже больницы, подготовив сборник, именуют себя издательством. Но количество не всегда хорошо».

Среди главных факторов, которые в состоянии оздоровить ситуацию, ответившие выделили:

  • создание региональных оптово-розничных сетей книгораспространения (коллекторов или учколлекторов), назревшее появление укрупненных межрегиональных структур книжной торговли, определение и поддержка льготами региональных дистрибутивных центров по числу федеральных округов,
  • установление минимума обеспечения региона книжной продукцией и учет этого обстоятельства при оценке деятельности регионального лидера,
  • социальная реклама чтения, пропаганда наиболее интересных новинок в региональных СМИ, создание постоянных рубрик на местных теле- и радиоканалах, интернет-сайтах, газетах, посвященных пропаганде чтения.

Издатели указали на имеющийся позитивный практический опыт:

  • работа в издательском совете при правительстве области,
  • открытие книжных лавок при самих (региональных) издательствах.

Практически все ответившие поддержали различные формы работы, указанные в пункте 5.

Были высказаны также предложения:

  • проведение системного, комплексного анализа издательского дела в регионах России, который послужил бы основой для принятия оптимальных мер решения издательских проблем не только государством, но и самими издательствами,
  • создание единого сайта, где можно было бы получать информацию о региональных книгах и ценах,
  • составление АСКИ докладной записки для федеральных органов власти о неблагоприятных в аспекте книжной отрасли регионах страны,
  • разрешение торговать книжками в школах и детских садах, других публичных местах,
  • профессиональное системное образование – дистанционно или курсами; в процессе обучения появятся контакты, это позволит подняться до уровня лучших,
  • разработка типовых нормативов, расценок, смет для облегчения планирования работ; документ может носить рекомендательный характер, но позволит основным участникам рынка разговаривать на одном языке,
  • для АСКИ – проанализировать уровень и качество выпускаемой в регионах книжной продукции.

 Правление АСКИ

Оставить комментарий

Чтобы добавить комментарий, необходимо зарегистрироваться или стать членом АСКИ.