Новости АСКИ

Грандиозный издательский проект "Тобольск и вся Сибирь"

12 фев 2018

Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» завершает работу над, пожалуй, своим самым грандиозным издательским проектом, охватывающем почти девять веков истории, а именно – над четырёхтомной книгой альманаха «Тобольск и вся Сибирь», посвящённой освоению Северного морского пути, который мы по праву называем Русским.

 Об истории начала русского мореплавания на Севере впервые рассказала «Повесть временных лет», составленная в 1111 г. киевским летописцем Нестором, использовавшим более ранние летописи и полное собрание русских летописей. Упоминаемый в Новгородской летописи двинский посадник Улеб в 1032 г. достиг Железных Ворот (так тогда именовали пролив Карские Ворота) и побывал в Югре.

К началу ХII столетия русские уже поставили в устье Северной Двины монастырь в честь Архангела Михаила, покровителя русских воинов, а Белое море они начали осваивать ещё в VIII в. Уже в середине XII в. по западным участкам Северного Ледовитого океана совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее – поморов, уже в XV в., по-видимому, ходивших к Новой Земле и Шпицбергену.

В 1525 г. русский дипломат Дмитрий Герасимов, опираясь на результаты плавания поморов в XIII в., первым высказал идею использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX в. называли Северный морской путь) для морского сообщения между Россией и Китаем. Тогда же с его слов итальянским картографом Батистой Аньезе была составлена одна из первых карт Московии, на которой были представлены некоторые участки бассейна Ледовитого океана…

Уже в середине XVI в. поморы освоили морской путь в устье Оби. Используя притоки сибирских рек, поморы и землепроходцы с Оби перешли на Енисей и Лену. Они совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Так был открыт морской путь из устья Енисея на Пясину, из устья Лены к рекам Оленёк и Анабар на запад, к рекам Яна, Индигирка и Колыма на восток…

Впрочем, пересказывать содержание – дело неблагодарное, но сегодня у всех Вас появилась возможность ознакомиться с демо-версией первых двух томов нашего проекта, включающего в себя около 3 тысяч страниц текста и не менее 2 тысяч единиц иллюстративного материала, собранных, структуризированных, атрибутированных главным редактором альманаха Юрием Перминовым. География нашего нового издания – поистине кругосветная: от Хельсинки до Владивостока, от Камчатки до Лос-Анжелеса. Среди городов, которые представляют наши авторы, – Москва, Псков, Архангельск, Мурманск, Ханты-Мансийск, Салехард, Красноярск, Иркутск, Якутск, Тикси, Воронеж, Тюмень, Екатеринбург, Нарьян-Мар, Курган, Биробиджан, Хабаровск, Уфа, Барнаул, Томск, Ростов-на-Дону… Список этот – велик, как велика наша Россия.

Не забыта ни одна героическая и трагическая страница освоения этой великой северной магистрали, включая, конечно же, не имеющую аналогов, эпопею советского освоения Арктики.

Начало XXI в. – время возрождения и, похоже на то, нового развития, чему уже имеется убедительное подтверждение: в 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Тем самым, Северному морскому пути был присвоен статус национальной транспортной магистрали, и сегодня Россия борется за то, чтобы вернуть контроль над 1,2 млн квадратных километров океанского дна сверх 200-мильной исключительной экономической зоны – почти надо всем бывшим советским сектором Арктики, говорят, очерченным лично Сталиным красным карандашом на карте мира .

Россия проводит учения на Крайнем Севере и заново обживает военные базы в Заполярье. В северных морях появляется всё больше судов с гражданскими и военными грузами. Воссоздана администрация Северного морского пути…

Ресурсы Арктики, действительно, впечатляют. Российская арктическая территория может содержать свыше 560 млрд баррелей нефти, что почти в 2,5 раза больше, чем нефтяные запасы Саудовской Аравии ! Также в Арктике имеются богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля, свинца, меди, титана, угля... Львиная доля этих сокровищ находится на российских шельфах. И ключ ко всем этим богатствам – Северный морской путь.

Великий… Северный… Морской…

Мы сердечно благодарим за помощь в подготовке и предоставление ряда материалов для публикации Администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа, Военно-морской музей Северного флота МО РФ, Алеутский краеведческий музей (с. Никольское, Камчатский край), Архангельский областной музей изобразительных искусств, ГКУ ЯНАО «Научного центра изучения Арктики» (Надым), ГКУ ЯНАО «Окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского» (Салехард), Государственный архив Архангельской области, Государственный архив общественно-политических движений и формирований Архангельской области, Государственный архив Красноярского края, Государственный исторический архив Омской области, Государственный архив Мурманской области, Государственный исторический музей, Государственный Северный морской музей (Архангельск), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственную Третьяковскую галерея, Зоологический институт РАН, Институт истории Сибирского отделения РАН, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова (Ломоносово, Архангельская область), Камчатский краевой объединённый музей, Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, МБУК «Енисейский краеведческий музей имени А.И. Кытманова», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург), Музей истории ООО «Газпром трансгаз Сургут», Музей Мурманского морского пароходства, Мурманский областной художественный музей, Музейный центр «Наследие Чукотки», Национальный архив Эстонии, Национальный морской музей Великобритании, Национальную библиотеку Финляндии, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Ненецкий окружной краеведческий музей, Норильскую художественную галерею, Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омскую областную государственная научная библиотека им. А.С. Пушкина, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пуровский районный историко-краеведческого музей, Российский государственный архив древних актов, Российскую государственную библиотеку, Российский государственный архив МВФ (Санкт-Петербург), Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Российскую национальную библиотеку (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Сектор картографии отдела фондов и обслуживания Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург), Соловецкий Морской музей, Таймырский краеведческий музей (Дудинка, Красноярский край), Томский областной краеведческий музей, Ухтинский историко-краеведческий музей, Центральный Военно-морской музей (Санкт-Петербург), ЦГП КНЦ РАН (Апатиты). Выражаем так же благодарность за поиск на первоначальном этапе работы над четырёхтомником необходимых для публикации материалов и предоставление информации Н.М. Коняеву (Санкт-Петербург), С.В. Филатову (Бийск). И – нижайший поклон нашим корректорам за высочайший профессионализм и трудолюбие, прекрасным и неповторимым Анастасии Ивановне Порошиной и Вере Александровне Макарычевой (Челябинск).

С признательностью отмечаем, что огромную, талантливую работу над созданием книги проделал и её художник – Иван Лукьянов, сожалевший, что за пределами издания пришлось оставить ещё немалый массив иллюстраций. И это – действительно так, поскольку даже четыре тома не способны были вместить и весь текстовый материал, ибо за освоением Севпорпути и Арктики стоят сотни тысяч людских судеб и несколько эпох.

Но, как говорили в древности, мы сделали всё, что смогли, пусть те, кто смогут, сделают лучше.

Редкие фотографии, карты, уникальные архивные документы, научные исследования, мемуары, очерки, поэзия и художественная проза, работы и судьбы полярных первопроходцев, открывателей земель, живописцев, учёных и многое другое наполняют наше новое издание.

Мы говорим нашим новым изданием: Великий Северный Морской путь – это Русский путь. Это – Советский путь. Это – Российский путь. К сказанному добавим и слова недавно ушедшего из жизни писателя Кавада Раша, которого с фондом «Возрождение Тобольска» связывали два десятка лет сердечной дружбы и неутомимого сотрудничества: «Северный морской путь идёт по внутренним морям России… Эта столбовая дорога, быть может, самая русская из всех дорог, и удлинила эпический характер русской судьбы…»

Впрочем, история освоения и развития этого пути, история полярных открытий, подвигов и трагедий – здесь, в нашей новой, четырёхтомной книге.

В новой книге альманаха «Тобольск и вся Сибирь», утверждающей, что освоение Северного морского пути и Русской Арктики является неотъемлемой частью истории Российского государства, – десятки и десятки судеб, сотни имён – легендарных, великих, затерянных во времени…

Идея председателя президиума и основателя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича воплотилась в реальность. Перед Вами, дорогие друзья, первые два тома, и мы уверены, что в скором времени к печати будут подготовлены и остальные.

Впереди – Русский путь. Великий… Северный… Морской…

Русский путь, он же – цель и смысл будущего России – здесь и сейчас.

 С материалом Вы можете ознакомится на сайте "Возрождение Тобольска" в  онлайн библиотеке по следующей ссылке:

Пресс-служба Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»

Оставить комментарий

Чтобы добавить комментарий, необходимо зарегистрироваться или стать членом АСКИ.