Новости отрасли

Итоги Пленарного заседания «Книга и ребёнок: ценности, воспитание, будущее»

30 окт 2025

Пленарное заседание

28 октября 2025 г. в Общественной палате РФ в рамках федерального проекта «Читай с детьми» прошло Пленарное заседание «Книга и ребёнок: ценности, воспитание, будущее».

Открыла заседание советник Президента Российской Федерации, председатель Экспертного совета РКС по детской книге Елена Ямпольская, которая отметила, что Президент В.В. Путин большое внимание уделяет детской книге, и напомнила, что на заседании Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации (5 июня 2025 г.) Владимир Владимирович предложил ввести «Детскую книжную карту» по аналогии с Пушкинской и поручил рассмотреть вопросы реализации программы до 10 октября. Обеспечить утверждение реализации и финансирования проекта Правительство должно до 15 сентября 2026 г.

Президент Российского книжного союза С.В. Степашин, отметил, что РКС давно уделяет большое внимание популяризации детского и семейного чтения: в течение года в рамках проекта было провёдено множество мероприятий, в том числе, всероссийский «Марафон семейного чтения», на который поступило 2158 заявок из 76 регионов России, а восемь команд победителей из разных регионов были награждали на книжном фестивале «Красная площадь».

Сергей Вадимович познакомил аудиторию с 10 ключевыми выводами масштабного исследования семейного чтения, в котором приняло участие более полумиллиона родителей из всех регионов страны:

  1. Ранний старт чтения детям важен. Почти 80% опрошенных семей начинают читать детям
    до 2 лет, это показывает понимание важности раннего приобщения к литературе, согласуется с современными рекомендациями педагогов и психологов, которые подчёркивают важность раннего детского чтения в развитии мозга, расширении словарного запаса и формировании эмоциональной связи между родителем и ребёнком. Однако 20% семей начинают читать позже 2 лет, что может быть связано с недостатком информации о пользе чтения или финансовыми ограничениями.
  2. Нерегулярность семейного чтения — серьёзная проблема. Только 11,4% семей читают детям ежедневно, что является серьёзной проблемой. Вместе с тем, треть семей (34%) читают только «по просьбе ребёнка». Когда чтение носит нерегулярный характер, его воздействие на развитие ребёнка значительно снижается. Большинство семей (56%) уделяют чтению 15-30 минут, что является оптимальным временем для дошкольников. Однако 19,6% читают менее 15 минут, что недостаточно для полноценного эффекта, и только 3,3% читают более часа.
  3. Пассивное восприятие информации. 43% опрошенных родителей всегда обсуждают содержание прочитанного с ребёнком. Более половины (54,5%) делают это только иногда, упуская возможность для развития критического мышления. Только 2,5% совсем не обсуждают прочитанное, что говорит об общем понимании важности взаимодействия.
  4. Завершение семейного чтения в раннем возрасте ребёнка. 48,7% родителей перестают читать детям к их 7 годам, когда ребёнок начинает самостоятельное чтение и нуждается в большей поддержке. Вместе с тем, 50,3% продолжают читать детям даже после 7 лет, что показывает понимание ценности чтения в школьном возрасте.
  5. Самостоятельное чтение у детей слабое. Хотя 40,3% детей читают по своим интересам, что позитивно, около трети (31,8%) читают только школьную литературу, рассматривая чтение как обязанность. При этом 4,6% детей не читают вообще – это группа риска, требующая специального внимания. Около трёх четвертей детей (75,2%) читают каждый день. Однако большинство (43,2%) читают менее 30 минут, что в условиях конкуренции с цифровыми развлечениями может быть недостаточно для глубокого погружения в литературу. 10,7% детей совсем не читают – это требует дополнительного внимания образовательной системы и семей.
  6. Визуальность преобладает. Иллюстрации и обложка – главный критерий выбора книг для 41% семей. Это может указывать на недостаточное внимание к содержанию. В то же время развитие ребёнка как второй критерий выбора (38%) показывает образовательный подход большинства родителей.
  7. Электронные форматы чтения растут, но медленно. Менее четверти детей (24,7%) используют электронные книги. Большинство (38,8%) не используют электронные книги вообще, что указывает на сохранение приоритета бумажных изданий в России. 36,5% читают электронные книги редко. Электронное чтение постепенно становится дополнительным форматом, но никак не основным.
  8. Финансовый барьер остаётся высоким. 81,6% опрошенных семей тратят до 3000 рублей в месяц, что позволяет приобретать 3-5-7 книг при текущих ценах. Цена входит в тройку факторов критериев выбора книг (34%), а это означает, что доступность часто важнее качества или содержания для трети родителей. Вместе с тем, 62,3% семей готовы покупать книги.
  9. Библиотеки недостаточно задействованы. Только 22,8% берут книги в городских библиотеках, 13,3% – в школьных. В то же время домашние библиотеки – основной источник книг для 45,3% семей.
  10. Книжный магазин – основной канал приобретения книг. 56,2% опрошенных респондентов приобретают книги в книжных магазинах, однако маркетплейсы (43,2%) быстро набирают популярность, отражая общую цифровизацию торговли. Книжные фестивали и ярмарки используются для покупки книг редко (1,9%), хотя на них издатели часто предлагают льготные цены.
В работе Пленарного заседания приняли участие и выступили:
Александр Журавский - заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам;
Елена Писарева - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Ольга Колударова - заместитель Министра просвещения Российской Федерации;
Мария Веденяпина - директор Российской государственной детской библиотеки;
Марьяна Безруких - доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования;
Светлана Кривошлыкова - председатель Союза детских и юношеских писателей, член Правления Союза писателей России;
Олег Новиков - президент издательской группы «Эксмо-АСТ»;
Борис Кузнецов - генеральный директор издательства «Росмэн».
 
Источник - РКС

Оставить комментарий

Чтобы добавить комментарий, необходимо зарегистрироваться или стать членом АСКИ.