Новости отрасли
Моцарт и Сальери
7 май 2024
Дорогие друзья !
Общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска" к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина выпустил первое из двух изданий, подготовленных к этой дате.
15 апреля 2024г. книга "Моцарт и Сальери" (художник-каллиграф Ю.А.Ноздрин, тексты Черниевой З.Л., Перминова Ю.П., художник издания Лукьянов И.Е.) была представлена на книжном празднике XIX Межрегиональном книжном форуме «Русский Запад» и подарена Псковской областной библиотеке.
16 апреля 2024г. Аркадий Григорьевич Елфимов выступил перед сотрудниками музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» и передал в дар библиотеке музея этот уникальный книжный шедевр.
3 мая 2024г. книга была представлена А.Г.Елфимовым на «Книжном фестивале на Енисее» в Красноярске.
Предлагаем вашему вниманию статью З.Л.Черниевой
Издание книги «Моцарт и Сальери» к 225-летнему юбилею А. С. Пушкина – несомненно, значительное событие в российской культурной жизни. Это плод вдохновенных усилий ярких творческих личностей – Юрия Ноздрина, каллиграфа и читателя, тонко чувствующего поэзию, Ивана Лукьянова, замечательного художника книги, умеющего каждый её элемент сделать выразительным, подчинить общему замыслу. Автор идеи – Аркадий Елфимов, председатель Фонда «Возрождение Тобольска», издатель многочисленных книжных шедевров, - который консолидировал творческие силы и организовал финансовое обеспечение этого уникального фолианта.
Существенную финансовую помощь оказал большой друг фонда и попечитель просветительских программ фонда - известный российский предприниматель из Омска Капустин Святослав Николаевич.
Крупноформатная, в драгоценном переплёте книга, в которой каждая буква имеет неповторимое начертание, воспринимается вершиной каллиграфического искусства. Листы высококачественной бумаги являют нам откровения пушкинской мудрости, портретные образы Моцарта и Сальери, знакомят с творчеством Юрия Ноздрина.
Художественный образ книги решён под знаком синтеза, созвучия, полифонии смыслов, видов искусств, времён и судеб. Музыка и поэзия, живопись и каллиграфия, философия и драматургия, история и легенда – всё здесь сплелось в единое гармоничное целое.
Книга также пронизана символикой всех её элементов. В цветовом решении преобладают белый, чёрный и красный. Извечный дуализм добра и зла выражен контрастом чёрного и белого, а «примиряющее» начало – любовь и творчество – красным.
Символичен и введённый в структуру книги Иваном Лукьяновым знак «амперсанд», начертание которого «музыкально», поскольку ассоциируется со скрипичным ключом. Знак этот в смысловом контексте книги приобретает и философскую окраску, очертанием напоминая знак бесконечности, то есть указывая на «вечный» характер противостояния добра и зла, гения и завистника. Однако, в противовес безначальной «восьмёрке» знака бесконечности, он имеет ярко выраженные начало и конец, символизируя, отчасти, идею творчества, действия (замысел – воплощение), в противовес принципу «у-вэй» («недеяния», созерцания).
Моцарт и Сальери – антиподы во многом. Они, в частности, воплощают антитезу «рассудок – эмоция». Моцарт по-детски эмоционален, Сальери холодно рассудочен. И во всей концепции книги утверждается и торжествует «моцартовское» начало. Высокий эмоциональный градус задают, прежде всего, пушкинские строки, полные драматизма и юмора. Их выразительность усиливается «ожившими» буками Юрия Ноздрина, каждая из которых своим начертанием, цветом, формой словно участвует в этой поэтической драме.
Эмоциональны также портретные образы героев, включённые в книгу и воспроизведённые в яркой красочности. Особенно впечатляющ детский портрет Моцарта с огромными, открытыми миру глазами. А фотопортрет Юрия Ноздрина в этой галерее лиц воспринимается знаком переклички времён, диалога восемнадцатого – девятнадцатого - двадцатого – веков, символом преемственности творческого гения, всегда единого в разных лицах.
«Маленькая трагедия» А. С. Пушкина, так необычно воплощённая в этой книге, вырастает до масштабов эпической вселенской драмы, где макромир гениального замысла поэта отражается в микромире каждой буквы, знака препинания, цветового пятна. Издание этой великолепной книги – замечательный подарок к юбилею великого русского поэта всем многочисленным его почитателям.
Черниева З. Л. искусствовед,
кандидат культурологии, член СХ