Конкурс аски «ЛУЧШИЕ КНИГИ ГОДА»

лучшие книги года

Обзор итогов конкурса АСКИ «Лучшие книги года» 2018

Ежегодный конкурс Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) «Лучшие книги года» прошел уже в 28-й раз. Он давно по своим масштабам и значению вышел за рамки профессиональной организации и участвуют в нем далеко не только члены нашей Ассоциации.

Это – плодотворная и востребованная издателями традиция, в среднем в нем принимает участие не менее 140 издательств (в этом году – 153) и поступает не менее 600 новых изданий (в этом году – около 700).

Да и как не быть популярным и престижным конкурсу, который фактически по своему содержанию не имеет аналогий. Есть, конечно, полезный конкурс «Малая родина», но по своему характеру и количеству участников он умещается в 2 конкурсные номинации АСКИ – «Лучшая книга о России» и «Лучшее издание, способствующее развитию регионов».

В 12-ти основных и 4-х специальных тематических номинациях рассматривались заявленные книги всех тематических направлений.  Широка география конкурса «Лучшие книги года» - в этом году участвовали книги издательств из 42 субъектов России, то есть, большинства тех, где есть развитая издательская база. Ряд региональных центров представил букет изданий от нескольких издателей: Новосибирск (4 издательства), Казань (3), Уфа (3), Нижний Новгород (4). Десятки издательств представляли Москву и Петербург, в том числе крупнейшие – «Молодая гвардия», «Эксмо», «Рипол классик», «Вече», «Наука», ИД ВШЭ.

Словом, полагаем, на сегодня наш конкурс – главный профессиональный масштабный смотр достижений, издательской культуры, новых инициатив, видового и полиграфического изобретательства, своеобразное мерило предъявления вкладов в отечественную книжную культуру.

               Сказано это – не для красного словца. Действительно, много  издательств, по сути, апробируют в конкурсе свои новые программы, проверяя оценками профессионального сообщества обоснованность своих надежд и расчетов.

Таков, например, долголетний проект фонда «Возрождение Тобольска»  - альманах «Тобольск и вся Сибирь». Отдельные тома альманаха посвящены городам Сибири, их истории, их людям, или важнейшим эпизодам истории освоения Сибири и Севера, или участию сибиряков в крупнейших, поворотных событиях общей российской истории.  И ранее издания Фонда уже поощрялись дипломами конкурса. Теперь же совсем не случайно издание четырехтомника «Северный морской путь» стало лауреатом в номинации и получило Гран-при конкурса «Книга, ставшая событием года».

Таков и проект рыбинского издательства «Медиарост», выпустившего сначала серию «Библиотека ярославской семьи», позже ставшую лауреатом конкурса, а затем на этой же структурной платформе и с той же идеологией – «Библиотеку белгородской семьи», собрав обширный материал об истории, культуре и природе этих регионов центральной России. Вдобавок материал толково изложен, классифицирован и иллюстрирован самым замечательным образом, интересен в чтении. Творчески дополняется накопленный опыт издательства, и вот уже в этом конкурсе были представлены детские книги о Туле.

Такова и длительная программа «Издательства М. и В.Котляровых» из Нальчика, вобравшая в себя историко-хроникальный, мемуарный, этнографический материал о народах Кавказа, их истории, обычаях, ремеслах, т.е. культуре в целом. Такой полной и замечательно иллюстрированной библиотечки познавательной литературы о Кавказе, наверно, больше нет ни у кого. Причем, здесь представлены не просто эссе или мемуары (исследователей, военных, путешественников, в том  числе и иностранных), но и замечательно сделанные фотоальбомы, не только видовые, но и целые музейные экспозиции.

В похожем ключе работает и представляет свои книги на конкурс и издательство «Новая книга» из Петропавловска-Камчатского. Где еще мы можем найти современные издания о жизни Камчатки и ее разноязыкого населения,  истории имен камчадалов, современную беллетристику, посвященную краю? Собирает издательство и исторические описания Камчатки, публиковавшиеся сто лет назад. Дипломантом нынешнего конкурса стала книга Степана Крашенинникова «Описание земли Камчатки».

Приметными книгами в конкурсной массе регулярно становятся издания якутского «Бичика», в этом году - «Красота и величие рек Якутии», интереснейшая в своих необычных деталях «Шаманы – избранники небес и духов», видовые альбомы издательств  «Матрица» из Салехарда и «Рубеж» из Владивостока, где мастерские фотографии соединены с талантливым текстом. Скромное издательство «Роща» из Иваново осуществляет значительный вклад в отечественную культуру, ежегодно выпуская разнообразные тома библиотечки русского фольклора, успешно решая, по существу, академические задачи.

Удивительна  экономическая самоотверженность  и последовательность издательства «Снег» из Пятигорска, год за годом выпускающего раритетные издания русской классики, проявляя высокий художественный вкус и точность редакционной и полиграфической работы.  В этом году появившийся специальный диплом «Самая красивая книга. Подарочное издание» был безоговорочно присужден «Кавказским произведениям»  Льва Толстого. Одновременно такой же диплом присужден и известному издательству «Вита Нова» (Петербург), без которого вообще трудно представить себе нишу эксклюзивных изданий классики. Вот, кстати, активными участниками конкурса являются и малые московские и петербургские издательства. Ежегодно представляются, конечно, и книги крупных издательств, но, как правило, сюрпризы содержатся именно в заявках малых издательств. 

Это, между прочим, – одна из примет конкурса: крупные издательства нередко предъявляют на конкурс книги, от которых ожидают коммерческих успехов, хотя именно эти  издатели и могли бы себе позволить эксперименты или особые издания. А вот малые издательства как раз стараются представить свои особенные достижения, которыми они создают себе (и поддерживают) репутацию. Думаю, что в значительной степени работа этих издательств и гарантирует высокий средний уровень нашей сегодняшней книжной культуры. Например, последние пять-семь лет с неизменным успехом участвуют в конкурсе московские издательства «Весь мир» и «Политическая энциклопедия» (Росспэн), от работы которых, в значительной мере, зависит ассортимент общественно-политической литературы, книг международной тематики, мемуарного и биографического жанра. Ярким является участие издательств «Бослен», «Кучково поле», Сретенского монастыря, книги которых – даже если они в итоге и не дипломируются – заметны своим тщательным тематическим выбором, высокопрофессионально подготовлены и получают высокие оценки экспертов. Издательский талант – можно так сказать об их работе. То же можно сказать и о наших постоянных петербургских участниках - «Коло», «Петербургское востоковедение», «Дмитрий Буланин», книги которых всегда эксклюзивны в содержательном аспекте, нередко  заполняя целую тематическую нишу.

Менее заметны на рынке – в силу своего профиля, но абсолютно незаменимы книги университетских и научных издательств. Здесь есть свой многолетний лидер – ИД МЭИ, очень успешно работают новосибирские издательства – НГУ, НГТУ, Сибирского отделения РАН, издательства Уральского федерального университета (Екатеринбург), Дальневосточного федерального университета (Владивосток), Тюменского госуниверситета, «Политехника» (Петербург), Мордовского госуниверситета  (Саранск), последние годы разнообразными и интересными заявками участвует издательство МГИМО (У). Самые заметные книги в номинациях научно-технической литературы, учебной литературы – выпущены ими. И в этом году этот отряд дал дипломантов.

И это приведены только примеры перспективных издательских программ, дающих результаты и получивших конкурсную поддержку.

Очень заметной страницей конкурса является номинация «Лучшее издание детской литературы», сумма представленных в ней книг - это всегда праздник. Задавали тон здесь в нынешнем конкурсном году «Лабиринт-пресс», «Рипол классик», «Паулсен», «Пешком в историю», «Энас», «Эксмодетство», «Мозаика-Синтез» и другие московские издательства, якутский «Бичик», уфимский «Китап», казанские Татарское книжное издательство, Татарское детское издательство, кировское «О-краткое», ростовский «Проф-пресс», рыбинские «Медиарост» и «Цитата плюс» и другие. Длина конкурсного списка обеспечила острую  конкуренцию и основания для объективного взгляда на положение дел в этом важнейшем тематическом направлении. Конечно, здесь собрались не все заметные издательства, кого-то мы желали бы тоже видеть участниками конкурса (например, «Речь», «Мелик-Пашаев», «Clever»), если относиться к нему как к творческой площадке, своеобразной мастерской, профессиональному центру идей. Не могу сказать, что отсутствовавшие книги наверняка победили бы, но обогатили бы конкуренцию – несомненно.

Многие из названных издателей, конечно, известны специалистам, но менее известны широкой публике, особенно региональные издательства. Ценность конкурса – в освещении и популяризации их работы, оценки широкой номенклатуры изданий.

Серьезная роль конкурса и в том, что для многих издательств он стал возможностью изучить опыт других, перенять приемы, трезво оценить свой опыт, в случае удачи - получить рекламу лучших своих изданий и своей марки. Что конкурс – своеобразная форма учебы, видно по успехам, которые приходят к растущим издательствам, еще несколько лет назад  только пробовавшим себя. Мы с удовлетворением видим весьма удачные работы и целые программы уже упомянутых  «Древности Севера» (Вологда), «Медиарост» (Рыбинск), «Инеш» (Уфа), «Лоция» (Архангельск), «Альбатрос» (Севастополь), «Живем» (Калининград),  в настоящих лидеров книгоиздания национальных республик – со своим узнаваемым стилем превратились «Бичик» (Якутск), Татарское книжное издательство (Казань), «Издательство М. и В.Котляровых» (Нальчик), Чувашское книжное издательство. Эти издательства растут, участвуя в конкурсе, умело и дальновидно пользуются его профессиональными уроками.

Однако вернусь к началу этого материала и приведу конкретные статистические данные о нынешнем конкурсе, который оценивал заявленные книги, выпущенные в 2018 году.

Как уже указывалось в нашем пост-релизе, в конкурсе участвовало 153 издательства из 42 регионов, было представлено около 700 изданий.

В специальной номинации «Лучшее зарубежное издание на русском языке» в этом году представлены книги из 5 стран (Эстония – 2 издательства, Израиль, Польша, Франция, Сербия).

В целом, короткий список по 12-ти основным номинациям содержал 52 издания, еще 13 изданий составили короткий список по 4 специальным номинациям (имеющим своих учредителей), итого 65 изданий-номинантов.

Из 12-ти лауреатов основных номинаций – 4 региональных – издатели Нижнего Новгорода, Тобольска, Пятигорска, Уфы (причем, «Возрождение Тобольска» и пятигорский «Снег» - уже не в первый раз). Из 52 книг-номинантов основных номинаций – 27 московских, 19 – региональных, 6  – петербургских. Из 13 номинантов специальных номинаций – 3 региональных. Всего в числе дипломированных изданий – 10 принадлежат издательствам национальных республик (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Кабардино-Балкария, Тува).

По условиям конкурса в короткий список в одной номинации не может попасть более одной книги одного и того же издательства. Однако могут - в разных номинациях. Самые результативные участники нынешнего конкурса – Татарское книжное издательство и московское «Кучково поле», получившие по 3 диплома в разных номинациях, 7 издательств получили по 2 диплома разного статуса – «Наука», «Бослен», «Политическая энциклопедия» (Росспэн), «Вита Нова», «Молодая гвардия», «Эксмо», СПбГУ.  

Из 46 издателей, чьи книги были номинированы , – 24 уже получали дипломы нашего конкурса в предыдущие годы. А впервые в шорт-лист попали издательства Тулы, Кызыла, Ижевска. Бывало, что издательство, участвовавшее впервые, получало диплом. Произошел такой случай и в этом году, - с книгой «Искусство как рана» автора А.Джакометти (шрифт Брайля) издательства Петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих.

Многие из предыдущих дипломантов, чьи успехи уже стали привычными, не попали в шорт-лист (например, «Бичик», «О-краткое», «Рубеж»). Но это показатель высокой конкуренции и объективности итоговых результатов, высокого качественного уровня конкурсных изданий. Не случайно же двое из указанных трех издателей получили специальные дипломы. Эти и ряд других издательств демонстрируют ныне столь высокий уровень издательской подготовки, что удачная книга является уже нормой их работы и для следующего шага теперь требуются новые достижения. К сожалению, не все достойные книги могли попасть в лимитированные длинный и короткий списки. Но они составили плотную высококачественную издательскую среду. Из дипломантов  хотелось бы назвать издательство Сретенского монастыря - с очень умно, деликатно и впечатляюще сделанной детской книгой «Я открываю храм», «Лабиринт-пресс» с привычным текстом А.Конан Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе», но совсем непривычной, я бы сказал остроумной, структурой книги, адресованной детям; московское издательство «Минувшее» с энциклопедией биографий «Российские сенаторы». Всем этим изданиям не хватило совсем малости (1 балла), чтобы стать лауреатскими.

Еще дальше - за пределами короткого списка остались многие интересные работы: новосибирских издательств «Свиньин и сыновья» и НГУ, московских ТД «Белый город», «Вече», «Дар», Оренбургского книжного издательства, Тюменского госуниверситета. Не попали в длинный список, но заслужили благодарность за постоянную высококвалифицированную работу издательства «Флинта», Российского государственного университета правосудия, «Орлик» из Орла, «Рощи» из Иваново, Марийского книжного издательства, Мордовского госуниверситета. Некоторые издатели, по их признанию, критично отнеслись к своей продукции 2018 года и взяли паузу до конкурса следующего года. Таков плотный конкурсный контекст. 

Вообще конкурс – дело праздничное. Излишне в этом смысле и говорить о детских изданиях или книгах по искусству. А уж когда рассматриваешь новые поступления в номинации «Лучшие книги о России» или «Лучшие издания, способствующие развитию регионов России», которые, в основном, насыщены региональными книгами, - то ощущения искреннего праздника естественны. Вот, кстати, характерно, что тот же яркий праздник царил и в павильонах «Регионы России» на Красной Площади во время книжного фестиваля. Так что удачи региональных издательств на конкурсе – неслучайны.

Еще некоторые характерные детали инфраструктуры конкурса.

В экспертные советы (по номинациям) вошли 39 специалистов – из ведущих российских библиотек разного профиля, книжных общественных организаций, Российской академии наук, Российской книжной палаты, общероссийских творческих союзов, Российского военно-исторического общества, Издательского совета Русской Православной Церкви.

Организациями-партнерами АСКИ в отдельных номинациях были Министерство обороны и Федеральное агентство по делам национальностей, «Российская газета» и «Книжная индустрия», Союз писателей и Союз журналистов России, Российская библиотечная ассоциация и Торгово-промышленная палата РФ, Фонд «Русский мир» и Банк «Интеза».

Разнообразили дипломный ряд специальные дипломы, которые подготовили Комитет Госдумы по обороне, Комитет Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока, Министерство по делам Северного Кавказа, Департамент СМИ и рекламы г. Москвы, Департамент внешнеэкономических и международных связей г. Москвы, Московский Дом книги, Гильдия книжников.  Это дало возможность поощрять удачные издания, даже если они не вошли в короткий список.

Позволяет ли конкурс оценить состояние, увидеть тенденции современного издательского процесса? Конечно, при таком диапазоне заявленных изданий – позволяет, особенно в динамике 4-5 последних лет. Сумма отдельных издательских инициатив показывает общее движение.

Например, можно с определенностью сказать о доминировании изданий исторической проблематики в издательском процессе. Но это же отражает и объективную общественную (читательскую) потребность в этих книгах. Поэтому и книги по отечественной истории и культуре представлены в таком убедительном ассортименте: «Историческая текстология» (ИД ВШЭ), «Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II» («Бослен»), «Деньги революции и гражданской войны» (СПбГУ), «Династия Романовых и Москва» («Вече»), «Бессарабия и ее дворянство в 19-начале 20 вв.» («Дмитрий Буланин»), «Симферопольская старина в фотографиях и описаниях» («Альбатрос»), «История Крыма» («Кучково поле»), «Освобождение Болгарии – лики войны и памяти. К 140-летию окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.» («Русские Витязи»), «Военный трибунал Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны» (СПбГУ), «Сухарева башня» («Лингва-Ф»), «О российской трагедии ХХ века : до и после 1917 года» («Минувшее»), «Руководители центральных органов ВКП(б) в 1934-1939 гг.» («Росспэн»), «Тульская историко-культурная энциклопедия» («Дизайн-коллегия»), «Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций 9-10 веков» («Весь мир»), «Русская крестьянка в пореформенный период» («Дмитрий Буланин»), «Писцовые и переписные книги Вологды 17-начала 18 века» («Древности Севера») – вот только самое короткое извлечение из номенклатуры исторических изданий конкурса этого года, при этом – не попавших в короткий список.  Правда, уже хочется почитать кое-что из перечисленного?

Объективно самая острая конкуренция и больше всего заявленных книг в номинации «Лучшее издание, способствующее развитию регионов», «Лучшее издание гуманитарной литературы»,  «Лучшее издание для детей». Но это же совпадает и с ежегодными статистическими данными Российской книжной палаты о структуре выпуска книжной продукции в стране.

Заметно выравнивание уровня редакционной подготовки центральных и региональных издательств – в смысле более продуманного, тщательного макетирования, качества иллюстрирования и дизайна. Но – парадоксально! – так же заметно отсутствие работы корректора в большом количестве изданий, точнее говоря, отсутствие корректора. Кроме того, видимо, под влиянием рекламщиков, маркетологов ослаб контроль за соблюдением традиционных норм оформления обложек, титулов, оборота титулов. Кстати, на мой взгляд, малые издательства работают в этом смысле более дисциплинированно.

Заметно растущее разнообразие книжной продукции регионов, лучшие издатели склонны к новациям в выборе аспектов избираемой тематики, формированию новых серий и библиотечек. Вообще проектирование – отдельной книги или перспективной программы – стало более креативным.

И мы воспринимаем конкурс в контексте творческих поисков в издательском процессе. В том числе, и в формальном плане. Два года назад впервые был подготовлен на основании рейтинга экспертных оценок и опубликован ТОП-50 лучших региональных изданий и сразу вызвал резонанс. По сути, это тоже признание издательских удач, важное для тех издательств, книги которых не попали в короткий лист.

Еще одно. Несколько лет назад мы апробировали новую специальную номинацию «Лучший русский зарубежный издатель» и сегодня эта номинация работает, предъявляя лучшие русскоязычные зарубежные издания. За это время через конкурс прошли издания из 14-ти стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря этому, мы можем судить о некоторых аспектах развития книжного дела на русском языке – в русскоязычных диаспорах за рубежом, а издатели-наши соотечественники приобщаются к общему процессу отечественного книгоиздания.

Другая деталь. Несколько лет назад лауреаты и дипломанты конкурса просто радовались признанию и победе. Теперь же позитивные итоги конкурса приобретают даже для известных издательств стимулирующее, рекламное значение, приобретают маркетинговую подоплеку.

Разумеется, нам хотелось бы обеспечить дальнейшее развитие конкурса. Требуется более заинтересованное участие отраслевых органов – ведь второго такого конкурса нет, требуется и внимание московской книжной торговли. Лауреаты давно уже не получают денежных призов. Но бонусы не помешали бы – например, рекламные полки дипломированных книг в витринах ведущих магазинов (для заказов), призовые льготные выставочные места на ММКВЯ и «Нон-фикшн», специальные «призовые» публикации в СМИ.

Словом, изобретательство требуется и с нашей стороны. Добавлю: при сочувственном административном  отношении.

 

О.В.Филимонов, вице-президент АСКИ