Аналитика

6 апр 2017

О дистрибуции электронных изданий на примере академического рынка США

В феврале этого года журнал "Университетская книга" проводил круглый стол по вопросам университетского книгоиздания в НИУ ВШЭ. Одно из выступлений с разрешения журнала и автора - Генерального директора компании «IQ Издательские решения»Михаила Васянина, мы публикуем на нашем сайте:
 
"О дистрибуции электронных изданий на примере академического рынка США" 
            Приблизительный объём этого сегмента – 2,6 млн наименований от 5 тыс. издательств. В среднем в библиотеках доступны 258 тыс. наименований. 48% электронных изданий библиотеки приобрели напрямую, 52% куплены через консорциум или организацию на уровне штата.
Наибольшим спросом пользуются справочные издания; их предлагают 92% академических библиотек. На втором месте научные монографии (87%). За последние четыре года увеличилось предложение в группах «классическая литература» и «нехудожественная литература для взрослых».            Количество предлагаемых в 1/3 научных библиотек электронных учебников практически не растёт. Наиболее популярные предметы – бизнес (48%), уход за больными (44%), психология (43%), история (37%) и педагогика (36%).
            В числе основных факторов, оказывающих влияние на приобретение литературы, – запросы преподавателей (82%), цена (79%) и привязка материала к учебной программе
(76%).
Что касается моделей приобретения и использования э-книг, то в приоритете подписка (79%), постоянный доступ к отдельным наименованиям (75%) и приобретение, основанное на спросе (Demand-driven acquisition, DDA) – 49%. Эксперт отметил, что в США отсутствует единая модель комплектования, устраивающая все библиотеки, и крайне негативным является отношение к ограничениям на количество одновременных пользователей.
            82% научных библиотек комплектуют фонды через EBSCOhost (38% – через YBP, которая принадлежит EBSCO), 59% – через Gale, 58% – через ProQuest Ebook Central. При этом более чем для 90% библиотекарей важны возможность сохранить, скачать контент и поделиться им, постоянный адрес издания в Сети (PURL), мобильная оптимизация и, как ни странно, представленность издания в формате pdf. Наличие нескольких платформ для
доступа к электронным книгам – правило, а не исключение. Треть библиотек пользуется пятью и более платформами.
            В 2015–2016 учебном году в среднем на закупку электронного контента американские библиотеки потратили почти по 63 тыс. долларов, или 12% бюджета, выделенного на комплектование. По прогнозу на 2021 г. эта доля достигнет 17%.
            Эксперт привёл ряд интересных трендов. Так, несмотря на стабилизацию розничных продаж электронных изданий, степень их распространения велика и только растёт, в том числе в академическом и студенческом сообществах. Три четверти академических библиотек закупают одновременно одни и те же наименования в печатной и в электронной форме. Электронные издания в библиотеках США покупают круглый год, увеличивается количество программ онлайн-обучения. Во многих колледжах и
университетах есть курсы, которые предлагаются только в режиме онлайн в
сопровождении электронных изданий.

Скачать:

Презентация